16 Ноября 2012 09:00

Владимир Путин провёл встречу с руководством Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Владимир Путин провёл встречу с руководством Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Владимир Путин провёл встречу с руководством Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». Обсуждались актуальные проблемы, с которыми сталкиваются представители малого и среднего бизнеса в России.

* * *

В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

У вас завершился съезд вашей организации – знаю, что он в известной степени являлся этапным, имею в виду, что уже позади 10 лет вашей работы. И сегодня ещё новый президент избран – Александр Владимирович Бречалов. Я Вас поздравляю и хочу поблагодарить предыдущего руководителя [Сергея Борисова] за совместную работу.

Мы с Сергеем Ренатовичем Борисовым встречались регулярно, многократно и, на мой взгляд, небесполезно. Потому что многие вопросы, которые бизнес, в том числе малый, средний бизнес, считал для себя актуальным, – Сергей Ренатович поднимал, поднимал всегда достаточно остро, но не просто поднимал вопросы как проблемные, а, как правило, предлагал какие-то решения. Я знаю и уверен, что он и с вами наверняка советовался, обсуждал все эти проблемы.

В последнее время наметился очень хороший диалог между Правительством и бизнес-сообществом – и прежде всего через объединения предпринимателей, в том числе и через ваше объединение. Хотелось бы отметить, что количество малых и средних предприятий у нас растёт, но, конечно, этот уровень ещё далёк от того, на котором он должен был бы находиться.

Имею в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой процент малых и средних предприятий, или их вклад в общую копилку ВВП, больше, чем у нас: у нас где-то 21–22 процента, в США – 50 процентов, в других странах – ещё больше (в Китае, по-моему, уже 60 с лишним процентов, в Индонезии больше), и целый ряд стран с развитыми рыночными экономиками и с развивающимися – у них выше показатель, чем у нас.

Безусловно, мы должны двигаться в этом направлении. Я знаю, что вы на съезде обсуждали ряд проблем, которые считаете острыми и важными на сегодняшний день.

Я хотел бы вас поздравить с этапом, который вы завершили: 10 лет, с избранием нового руководителя, – и предлагаю сегодня без особо длинных монологов поговорить по проблемам, которые вас волнуют, обменяться мнениями.

Я с удовольствием вас послушаю; я и мои коллеги из Правительства, из Администрации Президента – мы в вашем распоряжении. Пожалуйста.

С.БОРИСОВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Спасибо за возможность такой встречи.

У нас действительно этап: десять лет. Когда-то, 10 лет назад, Вы нас напутствовали, что называется – благословили и поверили в то, что мы что-то сможем сделать, – и нам что-то удалось. Я Вам передал сегодня фотографию с той самой встречи, которая была; это действительно для нас это очень памятный день.

Вчера мы собрались на большой форум: полторы тысячи наших предпринимателей почти из 70 регионов съехались – от Камчатки до Калининграда. И главная тема – наше будущее, фактически мы моделировали наше будущее развитие. Мы подхватили, подняли на флаг Ваш предвыборный тезис о том, что мы должны достичь 50 процентов трудоспособного населения в малом бизнесе за 8 предстоящих лет.

Это говорит о том, что мы должны значительно интенсивнее работать. Раньше у нас такой показатель был: за тот же период времени – на уровне 37 процентов, мы выросли за тот истекший период. И мы сконцентрировали в основном наше внимание на нашем взаимодействии с муниципалитетами, потому что это самый сложный для нас слой, я бы сказал – та составляющая, которая фактически не была включена в развитие малого бизнеса, как это ни парадоксально.

Вы знаете, мы боролись за некоторые меры, которые связаны со стимулированием муниципалитетов. Сегодня мы с тревогой говорим о том, что с малым бизнесом, который работает в муниципалитетах, конкурирует огромная армия муниципальных унитарных предприятий, почти 24 тысячи; из них 18 процентов занимаются операциями с недвижимостью, 13 процентов – оптовой и розничной торговлей.

Когда-то Вы сказали о том, что эти муниципалитеты должны иметь имущества столько, сколько им нужно для их основной деятельности. Мы считаем, что, наверное, не стоит им заниматься бизнесом, если есть рынок. Мы проанализировали показатели, и в том случае, когда вклиниваются унитарные предприятия, чаще всего цена на услуги растёт и вообще выполнение контракта на 40 процентов, на 50 процентов.

Поэтому мы, конечно, хотели бы сделать законодательно такую модель в будущем (что можно сделать в рамках муниципального, местного самоуправления), чтобы они всё-таки открывали такие предприятия только в том случае, если бизнес туда не идёт по каким-то причинам. Так делается во всём мире. Поэтому мы полагаем, что эта тема нашего будущего, и об этом говорили наши вчерашние участники.

Наверное, второй по значимости темой, Владимир Владимирович, была тема социальных платежей. Мы нашу налоговую модель оценили как достаточно эффективную. «Упрощёнка»; патент, который мы всё-таки выстрадали и Вы нам помогли запустить в этом году; ЕНВД, который останется до 2018 года, – это всё здорово. Мы, почти 90 процентов предпринимателей, задаём очень простые рамки налогообложения. Но сегодня замена единого социального налога на социальные платежи очень здорово притормозила развитие малого бизнеса.

Мы понимаем – и вчера нам Игорь Иванович Шувалов об этом говорил, – что это важный момент. Мы также стараемся убеждать наших коллег, но многие просто не тянут физически. И в этой связи мы считаем, что стоит посмотреть (сейчас какой-то рубеж прошёл), сколько же мы получаем в Пенсионный фонд, а реально ли мы пополняем Пенсионный фонд за эти платежи, а не вырос ли теневой сектор из-за этого, а не притормозилось ли финансирование банков, потому что банки с непрозрачным бизнесом не работают.

Я уже как-то поднимал вопрос о том, что у нас попали в зону нельготируемых предприятий те малые компании, которые работают в сфере информационных технологий. Те предприятия (до 30 человек) – они платят полный объём социальных платежей, а те компании, которые имеют больше 30 работающих человек, они платят 14 процентов. Мы считаем, что это неправильно, несправедливо, потому что это не позволяет расти стартапам, инновационным маленьким стартапам айтишным. А у нас эти отрасли растут здорово, и международное сообщество об этом говорит. Нам кажется, что эту ситуацию нужно сегодня как-то откорректировать.

Вообще, когда принимаются решения по социальным платежам – последнее решение, которое вот-вот, наверное, будет принято по так называемым самозанятым предпринимателям, которые имеют одного работника, самого предпринимателя: в 2015 году такой предприниматель будет платить 52 тысячи рублей, независимо – работает он или не работает. Мы запросили официальную статистику, вот такой пример приведу: Николаевский район Ульяновской области, среднегодовой оборот одного индивидуального предпринимателя – 62 тысячи рублей. Значит, он должен будет заплатить 52 тысячи рублей, а ему ещё купить патент нужно, ему ещё нужно иметь какие-то оборотные средства. 62 тысячи рублей – это какой-то совсем маленький предприниматель.

И мы считаем, что здесь тоже нужно делать какую-то градацию, какую-то сложную конструкцию, но не так – всех одним аршином. Очень странно, что этих предпринимателей уравняли с нотариусами в их правах. Но нотариусы у нас ребята небедные, они будут скоро иметь серьёзные платежи от сделок, но почему-то попали предприниматели сюда.

Не подумали о военнослужащих, о тех ребятах, которые открыли свой бизнес, стали индивидуальными предпринимателями, а потом пошли служить. Они что, должны закрыть фирму, ликвидировать? Или, может быть, стоит им какую-то нулевую ставку установить на этот период. То же самое – те наши матери, которые уходят по беременности в отпуск. Ну не может она заниматься предпринимательской деятельностью, а платить ей придётся.

То же самое касается и пенсионеров. Наверное, пенсионеры заработали свою пенсию, нужно ли ещё с них брать платежи, например в Пенсионный фонд. Мне кажется, по этим вопросам нам стоит детально подумать и не просто вот так топором вырубать эту конструкцию, а уже как-то более предметно.

И ещё, Владимир Владимирович, что беспокоит наших ребят, и мы просим Вас, если можно, продлить действие 271-го Федерального закона по рынкам. Не успевают поменять рынки, вот эти старенькие открытые рынки на крытые, и не только по вине предпринимателя, а потому, что затягивают, может быть, те же самые муниципалитеты; может быть, ждут какого-то инвестора на эти такие активные места застройки. Всё-таки сначала нужно этим предпринимателям дать возможность поменять или сферу деятельности, или переобучить их, или дать, наверное, какие-то новые территории, иначе они пополнят класс маргиналов. Это не здорово, совсем не здорово!

И в завершение, Владимир Владимирович, ещё одну тревогу высказали предприниматели: это узкий сектор, это наши заправочные станции. Сейчас 21 тысяча заправочных станций работает в России, из них 7 тысяч принадлежат вертикально интегрированным компаниям, 14 тысяч – это малый и средний бизнес, особенно в далёких уголках, каких-нибудь сёлах, где рентабельность очень маленькая, они покупают топливо у нефтяных компаний. И вот они сейчас за гранью рентабельности.

Фактически нефтяные компании дают им по таким ценам, причём для своих-то дают они по хорошим ценам, потому что у них центр прибыли всё время двигается, а дают для маленьких предприятий завышенные цены, которые сегодня не соответствуют рынку и не соответствуют политике государства по увеличению цены. Если будут массово разоряться эти владельцы заправочных станций, то это будет серьёзная трагедия для всех, потому что бензин – это движение, это ценообразующие продукты и так далее.

Вот всё, что я хотел сказать. Если можно, я передам письмо от Российского топливного союза, Владимир Владимирович.

В.ПУТИН: Если позволите, сразу пара комментариев.

Во-первых, «ОПОРА России» – такая всё-таки мощная организация: 370 тысяч, по моим данным, предпринимателей объединяет. Это большая армия.

С.БОРИСОВ: Уже почти 400, уже уточнили.

В.ПУТИН: Ну вот, 400, ещё больше. Создали 5 миллионов рабочих мест. Это тоже значительный результат вашей работы, хотел бы это отметить. И работают в 81 субъекте Федерации. Насколько я понимаю, эта сеть очень большая, поэтому всё, о чём вы говорите, мы, конечно, стараемся ко всему этому прислушиваться. И начну с исчисления тарифов для самозанятых.

Не буду скрывать, мы только вчера с коллегами из Правительства обсуждали этот вопрос, и надо сказать, что практически все в общем и целом с вами соглашаются. Единственное, что на следующий год, наверное, изменить уже достаточно сложно будет, потому что всё это заложено в бюджет, а работа над бюджетом практически завершается. Сейчас это где-то 1,5 тысячи?

С.БОРИСОВ: В год фиксированно 14,3.

В.ПУТИН: 14,3? Потом уже 32,5.

С.БОРИСОВ: И 52.

В.ПУТИН: И такой рост очень большой. Но на следующий год не знаю, удастся ли нам что-то поменять, а вот в последующие годы, конечно, надо будет принять решение по сокращению. Андрей Рэмович [Белоусов] здесь, он слышит, я просил бы Вас это учесть. Из Минфина здесь кто-то есть?

РЕПЛИКА: Минфин и Минтруд тоже.

В.ПУТИН: Просил бы учесть. Посмотрите, пожалуйста, и сделайте своё предложение. То же самое касается военнослужащих, скажем. Да, я согласен, если человек открыл предприятие, а потом уходит на срочную службу, он не может, это совершенно очевидно, не может заниматься предпринимательской деятельностью – и сроки фиксированы, и контроль очевидный.

Сложнее, конечно, с молодыми мамами, которые дома сидят, они могут работать – могут не работать, и здесь проконтролировать государству невозможно. Но, на мой взгляд, имея в виду наши усилия по развитию демографической программы, ничего страшного не будет, если женщина сидит с ребёнком и ещё и работает, ну и слава Богу, помогает сама себе. Мне кажется, здесь тоже можно было бы применить вполне либеральный подход.

С пенсионерами, по мнению Правительства, сложнее, потому что есть опасения у членов Правительства, что просто будут переписывать бизнес на пенсионеров. Но давайте прямо об этом скажем, по-честному. Конечно, хотелось бы действительно поддержать пенсионеров, которые ещё и занимаются самозанятостью, как самозанятые предприниматели работают. Вышли на пенсию, мелочь какую-то делают, условно говоря, варежки вяжут. Конечно, хотелось бы их поддержать. Но как найти такое решение, которое бы не позволило, хоть и мелкие, но всё-таки допускать злоупотребления. Давайте вместе подумаем.

Пожалуйста. Прошу Вас.

А.БРЕЧАЛОВ: Уважаемый Владимир Владимирович!

Спасибо большое за поздравление. И, как избранный президент нашей организации «ОПОРА России», я хотел бы заверить Вас, что избранный Сергеем Ренатовичем курс: курс конструктивного диалога с Вами и с Правительством России – мы будем продолжать и поддерживать. И конечно же, надеемся на Вашу поддержку.

«ОПОРЕ России» – 10 лет. И за это время мы научились выстраивать конструктивные отношения и с федеральной, и с региональной властью. И предприниматели слышат и поддерживают. И сейчас нам важно транслировать этот опыт эффективного взаимодействия на муниципальный уровень – то, о чём в своём выступлении сказал Сергей Ренатович.

Малый бизнес прописан именно в муниципалитетах. И поэтому мы от нашего исследования «Индекс ОПОРЫ» шагнули глубже. Мы провели более 500 исследований муниципалитетов в 15 регионах. И сейчас мы формируем наше видение, нашу точку зрения о тех необходимых шагах со стороны и государства, и бизнес-сообщества в сторону муниципалитетов, чтобы повысить эффективность взаимодействия и муниципальной власти, и малого бизнеса.

Я бы хотел остановиться на некоторых предложениях, которые, на наш взгляд, являются первоочередными и будут способствовать росту числа предпринимателей в муниципалитетах.

Конечно же, во-первых, речь идёт о мотивации глав муниципалитетов. Мы с ними общаемся, безусловно; это их долг, это их главный ресурс – предприниматель, но все сетуют, естественно, на недостаток финансирования.

В.ПУТИН: Покажите мне такого человека, который бы об этом не говорил.

А.БРЕЧАЛОВ: И в этой связи, если доходы, которые поступают от упрощённой системы налогообложения, оставлять в муниципалитетах, на наш взгляд, это было бы серьёзным подспорьем для их работы. Я согласен со многими оценками, в том числе и представителя Министерства финансов, что сама мера по себе не будет панацеей и завтра же главы муниципалитетов побегут развивать малый бизнес, мы это понимаем. В связи с этим в соответствии с Вашим Указом от 14 октября о критериях оценки эффективности работы муниципалитетов, мы его проанализировали. Это, безусловно, шаг: там понятные и совершенно правильные критерии оценки. Но, на наш взгляд, отсутствие в системе оценки общественного контроля за деятельностью муниципалитетов снижает объективность его работы.

И у нас есть яркие примеры, где в небольших муниципалитетах (до 10–30 тысяч населения) главы ведут действительно открытую работу. Когда они избирались, они представляли населению, предпринимателям в том числе, реальные планы развития территорий – и постоянно приглашают сообщество к анализу того, что получилось, что не получилось и какие нужно делать коррекции.

На наш взгляд, внесение отдельной строкой в законодательство, в частности, о местном самоуправлении, внесение общественного контроля в виде, может быть, общественно-координационных советов существенно повысит эффективность работы, открытость работы муниципалитетов, в том числе и эффективность освоения бюджетных средств.

Потому что не секрет, что большая часть муниципалитетов является дотационной, и это было бы такой серьёзной мерой и для муниципалитетов, и непосредственно для бизнеса. И важно, чтобы этот документ, который, повторюсь, как при выборах глав муниципалитетов представляют свои планы работы, он не рождался в кабинетной тиши – и отчёты не составлялись в тиши, а именно с участием общественности, бизнес-сообщества.

И в заключение хотелось бы отметить, что наше исследование, которое мы делаем, это очень важно, оно направлено, знаете, не на то, чтобы найти, кто не так работает и какова глубина проблемы, – мы, наоборот, хотим найти положительные примеры. Мы их находим. К сожалению, немного.

В тех регионах, где мы провели исследование, это не больше 10–15 процентов, но это действительно яркие, сильные примеры того, как при желании при тех же самых возможностях, что и у соседа, главы муниципалитетов с их командами делают конкретный результат. И мы их на наших форумах, на наших конференциях транслируем как позитивные примеры и считаем это очень важным.

В.ПУТИН: Если говорить серьёзно по поводу собственных финансовых источников для муниципалитетов, конечно, это один из наиболее острых и всегда стоящих на повестке дня вопросов.

Вы знаете, что с 1 января следующего года всё, что поступает от патентов, 10 процентов будет оставаться в регионах, а 90 – будет поступать в муниципалитеты. Мы говорили с регионами и о возможности передачи на муниципальный уровень других налогов, в частности «упрощёнки» и так далее, но регионы пока опасаются, что у них будут слишком большие выпадающие.

Поэтому мы постепенно всё равно будем двигаться в этом направлении, но, конечно, это делать нужно таким образом, чтобы не возникало более или менее приличной ситуации в одном месте и в то же время тут же какие-то бреши – в другом. Поэтому двигаться по этому направлению, конечно, будем.

А.БРЕЧАЛОВ: У нас есть первый положительный прецедент: правительство Московской области приняло решение передать «упрощёнку» в муниципалитеты, пошли первыми на эксперимент.

В.ПУТИН: Молодцы.

А.БРЕЧАЛОВ: Да. И мы очень хотели бы, чтобы такой пример подхватили другие регионы.

В.ПУТИН: Тем более будет опыт, можно будет посмотреть, как это работает, какие там цифры возникают. Очень хорошо.

Пожалуйста, Коркунов Андрей Николаевич.

А.КОРКУНОВ: Уважаемый Владимир Владимирович!

У меня вопрос, мы обсуждали это с Вами в мае на встрече с предпринимательским сообществом: это субсидирование процентных ставок при инвестициях в основное производство и новое оборудование. И по результату той встречи было Ваше поручение проработать этот вопрос. Он действительно прорабатывался, но мы считаем, это немного затягивается, и до сих пор окончательное решение не найдено. Хотя целесообразность этого как бы понятна.

В связи с этим хотелось бы сказать, что в процессе проработки этого решения выявились ещё такие моменты, когда предприниматели сегодня – даже при снижении процентных ставок – боятся инвестировать в производство. И как раз такое решение о субсидировании было таким хорошим социальным сигналом на то, что производственный бизнес на сегодня является приоритетным.

И инвестиции именно в производство – они сегодня нужны, и государство уделяет им очень большое внимание, потому что для бизнеса это очень важно. Сегодня инвестируют в услуги, в торговлю, но именно в производственно-инновационный бизнес – сегодня есть опасения.

В.ПУТИН: Согласен полностью. Сейчас только Сергей Ренатович приводил цифры, сам об этом сказал: практически 40 процентов малого и среднего бизнеса работает в сфере услуг, а точнее в торговле.

А.БРЕЧАЛОВ: В торговле.

В.ПУТИН: Поэтому, если мы с Вами вместе ставим перед собой задачу, я так понимаю, что Вы эти тезисы разделяете: создание 25 миллионов новых или новых инновационных рабочих мест, – тогда, конечно, все мы заинтересованы в том, чтобы малый и средний бизнес развивался именно по этому, генеральному для нас абсолютно, направлению – по инновационному направлению.

И здесь, конечно, сложнее всего с кредитованием, поскольку если под торговлю ещё и дают какие-то кредиты, то отдача от инновационной деятельности, она часто бывает не такая очевидная. Но в этом – залог успеха.

Мы попробуем сейчас, вернее попрошу представителя Минфина рассказать о том, как они видят эту ситуацию. Здесь, действительно, поддержка со стороны регионов либо Федерации была бы кстати.

Пожалуйста.

С.ШАТАЛОВ: Владимир Владимирович, мы достаточно большой объем бюджетных ассигнований ежегодно направляем на субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, связанным с созданием или модернизацией новых производств.

По Вашему поручению мы в очередной раз проинвентаризировали совместно с Министерством промышленности и торговли, совместно с Министерством экономического развития. Вы нам поручили посмотреть, особенно в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, какие еще дополнительные издержки можно в связи с этим снять именно в рамках создания новых производств.

По Вашему поручению мы 5 миллиардов рублей в бюджете 2013 года предусмотрели как раз по большей части на субсидирование ставок по кредитам на техническое перевооружение в таких отраслях, как легкая и текстильная промышленность, они у нас как раз связаны со средним бизнесом.

Посмотрим еще, не определились, в дискуссии находимся на уровне Правительства, как два миллиарда (один – в рамках отрасли редкоземельных металлов, в рамках композиционных материалов, потому что там, в композиционных материалах, тоже средний бизнес задействован), как они будут распределены. Скорее всего, это тоже будет частичное субсидирование процентных ставок по кредитам.

И правильнее было бы здесь, на наш взгляд, посмотреть и саму программу поддержки малого и среднего бизнеса. Потому что мы, благодаря совместной прошлогодней работе под Вашим руководством, значительно увеличиваем объемы бюджетных ассигнований на нее. У нас 20 миллиардов 800 миллионов уходит в 2012 году на эту программу, 21 миллиард 845 миллионов – в 2013-м, 23 миллиарда 40 миллионов – уже в 2014-м, то есть у нас действительно идет такой погодовой рост программы. И в рамках нее часть мероприятий, которые мы начинали в 2007 году, уже, может быть, завершатся, и можно посмотреть, как постепенно можно перенаправлять эти ассигнования на снижение этих самых издержек.

Хотелось бы обратить внимание коллег на то, что все-таки инвестиции – это вопрос прежде всего инвестиций в капитал, и на заемные средства вообще в принципе новые производства не построить. В этом смысле хотелось бы, чтобы и коллеги (мы в постоянном диалоге находимся) также ориентировали предпринимателя на то, что необходимо так структурировать свои бизнесы, так их опубличивать, так их делать инвестиционно привлекательными, чтобы приходили инвесторы и вкладывали прямые инвестиции, чтобы не только мы субсидированием ставок закрывали эти самые проблемы.

И такие мероприятия у нас тоже есть в рамках гарантийных фондов, в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса. Но в любом случае будем дальше прорабатывать, Владимир Владимирович, эти вопросы.

В.ПУТИН: Нужно расширять эти меры поддержки, потому что их недостаточно. Коллеги правы, абсолютно недостаточно, слишком мало.

С.ШАТАЛОВ: Я просто хотел тогда масштабы проблемы оценить. У нас всего малому и среднему бизнесу объемы кредитного портфеля, объемы кредита около 5 триллионов рублей. Но у нас есть обследование, которое провел МСП Банк, который специализировано занимается, как Вы знаете, кредитованием малого и среднего предпринимательства вместе с рейтинговым агентством «Эксперт».

Так вот так называемые модернизационные кредиты, которые у нас направлены непосредственно на приобретение оборудования, на модернизацию производства и так далее, они составляют сравнительно небольшую часть из этого общего объема, – порядка 400 миллиардов. Остальное – это в основном идет в торговлю и девелоперские организации, которые суммарно по обороту около 70 процентов сейчас занимают малого и среднего бизнеса. Вот если брать эти 400 миллиардов, то у нас есть два инструмента, которые уже сегодня задействованы.

Первый инструмент. У нас есть программа, которая реализуется уже давно, Эльвира Сахипзадовна [ Набиуллина] ее начинала еще в Министерстве экономического развития. Там выделены специальные средства (сегодня это порядка 2 миллиардов рублей) на субсидирование процентных ставок. Из этих 400 миллиардов мы сейчас, уже сегодня, покрываем за счет субсидирования процентных ставок примерно 10–15 процентов кредитов. 

Вторая форма, которая на самом деле, с нашей точки зрения, более перспективная, это влияние на снижение процентных ставок с помощью гарантирования, гарантийных фондов. У нас сегодня капитализация составляет порядка 30 миллиардов рублей, и эти гарантийные фонды позволяют покрыть где-то примерно 130–150 миллиардов кредитов, то есть почти треть.

А как Вы сами знаете, представление гарантий со стороны гарантийных фондов снижает уровень процентных ставок где-то порядка на 2 процентных пункта сходу. То есть для банка получение гарантий из гарантийного фонда означает, что риски существенно снижаются, у него, соответственно, этот кредит попадает не в четвертую группу, а во вторую или в первую. Соответственно, он имеет возможность снизить процентные ставки.

Мы считаем, что наиболее перспективный путь сегодня – докапитализировать гарантийные фонды, идти этим путем постепенно с тем, чтобы мы могли где-то 400 миллиардов примерно гарантийными фондами покрыть.

С.БОРИСОВ: Наши американские коллеги нам рассказывали, банкиры приезжали, Владимир Владимирович, у них на весь портфель на 100 процентов сформированы гарантийные фонды, там нет дефицита вообще. А у нас за первый квартал года все гарантийные фонды разбираются мгновенно, потому что механизм работающий.

В.ПУТИН: Согласен.

Пожалуйста, Калинин Александр Сергеевич.

А.КАЛИНИН: Уважаемый Владимир Владимирович!

Я в «ОПОРЕ» курирую вопросы энергетики, инфраструктуры, и у меня вопрос, именно связанный с этой сферой. В мае после встречи с предпринимателями Вами было дано поручение, чтобы Правительством был подготовлен законопроект об изменениях в законопроект о газоснабжении в Российской Федерации.

Это позволит в будущем разработать правила подключения к газораспределительным сетям, что даст, в общем-то, колоссальный импульс развитию прежде всего производственного бизнеса, малоэтажной застройки. И Правительством такая работа сделана. В октябре это было внесено в Государственную Думу.

И у нас просьба. В Государственной Думе документы могут по-разному двигаться. Можно ли это правило, а, точнее, закон, который позволит разработать правила и условия подключения к газораспределительным сетям, чтобы он был поставлен на особый контроль?

В.ПУТИН: Давайте. Хорошо.

А.КАЛИНИН: Отлично.

Второй вопрос. Вы знаете, что у нас очень серьезный дисбаланс в энергетике – это перекрестное субсидирование населения. И, в общем-то, это искажает многие процессы в экономике, в инфраструктуре и так далее.

Сейчас в принципе Правительством принято решение этот дисбаланс шаг за шагом без ущерба для населения, без значительных скачков ликвидировать к 2017 году, в каких-то регионах пораньше. Минэнерго сейчас работает открыто, нас приглашают на совещания.

Но чего мы опасаемся? Если в представленных расчетах крупный бизнес уходит от последней мили…

В.ПУТИН: Садятся на прямые договоры.

А.КАЛИНИН: Да, что в принципе логично. Они не пользуются услугами «Холдинга МРСК».

В.ПУТИН: В системе остается малый и средний, на плечи которого ложится субсидирование населения.

А.КАЛИНИН: И по расчетам Минэнерго получается, что, допустим, в Челябинской области тогда тариф для низкого напряжения в 2017 году будет 8 рублей, в Свердловской – почти 9. Есть регионы, где за 10.

Что мы предлагаем. Просьба отнестись к тому, что, наверное, если мы действительно говорим о том, что мы не можем полностью на население переложить 100 процентов, наверное, частично, допустим, в тариф ФСК погрузить перекрестно; частично, действительно, ввести социальную норму, это еще 20 процентов уйдет; где-то уйти от необоснованных расходов этих паразитирующих ТСО, когда крупный бизнес создал около себя ТСО и получает со всех теперь деньги.

Еще что было бы интересно? Может быть внутренние резервы посмотреть? В частности, может быть какие-то налоговые вычеты «Холдинга МРСК» дочерним предприятиям проводить, где-то дотации в проблемных регионах.

Мы еще предлагаем, наши эксперты, мы вчера презентовали на форуме «энергетическую карту региона», по Тульской области сделали. Что наши эксперты сделали? Взяли карту, взяли все районы и всё это вывели на экран. И что интересно? Вот соседние районы, в одном районе вода стоит в два раза дороже, чем в другом, тепло стоит там в полтора раза дороже, чем в другом, аварий в одном районе, допустим, в три раза больше, чем в соседнем районе и так далее.

Дальше качество тарифных решений по производителям смотрим: почему у одних производителей себестоимость вот такая, у других другая. И тогда губернатор, глядя на такую карту региона, у него же очень много обязанностей, он хотя бы видит, где у него проблемные районы. И если этим заниматься так системно и достаточно просто, то он уже не выслушивает всех, а говорит, почему вот в этом районе вот эта проблема…

И мы тогда быстрее найдем эти внутренние резервы, которые фактически кроются за завышением себестоимости, за неэффективным управлением, и тогда мы найдем значительное количество денег, которых как раз и не хватает, для того чтобы тарифы так не галопировали. Если, допустим, сделать какой-то пилотный, сделала бы «ОПОРА» такую энергетическую карту. Просто это очень затратно, но это очень эффективно. Я думаю, это окупится многократно любому региону.

В.ПУТИН: Давайте, подготовьте.

Безусловно, вопрос относится к числу наиболее важных. Мы занимаемся этим, всегда занимались, но последние два года, мне кажется, достаточно последовательно. С Сергеем Ренатовичем многократно обсуждали эту тему, с представителями других объединений.

В целом, вы, наверное, согласитесь, что ряд решений, достаточно важных, в этом смысле принят, и эти решения проводятся в жизнь, работают. Но, конечно, проблема, о которой Вы сказали вначале, это, конечно, очень существенная вещь, которая подавляет бизнес, безусловно, особенно малый и средний. И все это понимают. Я вам говорю не только свое мнение, я говорю мнение Правительства и мнение Министерства энергетики.

Вы набросали целый перечень возможных вариантов решения. Давайте свои предложения, я в Министерство энергетики это направлю. Здесь у нас сегодня представителя Минэнергетики нет, но я знаю их мнение. Направим, они предметно поработают со всем этим, предметно поработают. Проблема действительно есть, нужно находить ее решение. Давайте подумаем.

Пожалуйста, Наталия Вадимовна.

Н.УШАКОВА: Владимир Владимирович, известно, как много внимания Вы лично уделяете проблемам и вопросам модернизации здравоохранения, реформе пенсионной системы и развитию социальной сферы в стране. По-другому, наверное, и быть не может, потому что в принципе мы все строим социальное государство. И в этой части многое сделано, многое предстоит сделать.

Но мы бы хотели, чтобы государство обратило больше внимания на потенциал малого и среднего предпринимательства, именно на его потенциал для реализации в социальной сфере. Сегодня всего лишь 2 процента малого и среднего бизнеса работает в социальной сфере. Социальные услуги в Америке, для примера, 10 процентов, где работает малый бизнес, в Японии – 41, поэтому там так долго живут, наверное.

Мы долго изучали опыт японцев, и на самом деле сейчас, сформировав некую такую предпринимательскую позицию, которую мы через Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов предложили, прошли там уже первичную экспертизу, где есть интеграция с зарубежными технологиями для использования именно в сельских, поселковых, районных, в малых городах в практическом здравоохранении.

Идет разговор не о каких-то очень высоких технологиях, связанных с высокой точностью визуализации диагностики, а именно непосредственно на земле. Японцы назвали это, быстро образное название нашли, «Катюша». Эта «Катюша» умеет все: она умеет проводить диспансеризацию, оказывать первую помощь, она умеет реализовывать лекарства прямо здесь, в деревне. Это такие технологии, которые, в общем-то, очень давно ждет, наверное, Россия.

И учитывая наш потенциал, мы сейчас говорим о поликлинике Семашко №2, это как бы восстановление той системы, ее модернизация, по которой мы всегда жили, наше здравоохранение, которое позволит стать лидером российской системе здравоохранения среди глобальных систем. У нас есть много тех преимуществ, которые мы сегодня эффективно не используем, поэтому внеся всю предпринимательскую позицию в эту инициативу «Россия – территория здоровья», мы хотели бы попросить Вас лично патронировать этот вопрос, и предлагаем начать реализацию в шести пилотных регионах.

Есть согласие на это губернаторов, медицинского сообщества, предпринимательского сообщества – сделать эти проекты… Это на 100 процентов доступность медицинской помощи, диверсификация медицинской помощи, единого стандарта качества; это создание нового социального пространства, это повышение зарплаты без увеличения строки в бюджете именно для медицинского персонала.

Мы прикидывали, где-то до 6 процентов экономии бюджета идет при заводе новых технологий в здравоохранении. И это дает возможность пересмотреть подходы к назначению пенсий, видеть риски возникновения и прогнозировать, в каком возрасте, когда, у кого может наступить инвалидность. Это большие профилактические, превентивные способы, которые возможно использовать в медицине.

И мы бы хотели, чтобы Вы поддержали наш проект, посмотрели на него. Мы готовы подготовить «дорожную карту», к 1 марта ее уже вынести. Но очень бы хотелось, чтобы сначала все-таки в ручном режиме поработать в регионах для того, чтобы – это новый продукт – аккуратно его прописать и в контрольно-надзорных функциях, и с тем, чтобы это было безопасно.

В.ПУТИН: А мы с регионами прорабатываем?

Н.УШАКОВА: Да, Астраханский регион, Московская область, Татарстан, Республика Башкортостан, Приморский край, Рязанский регион. Мы брали разные регионы с тем, чтобы можно было по-разному работать. И там возникает экспорт медицинских услуг, там много чего интересного возникает. И образование совершенно другое. Там много интересных проектов. Но мы предполагаем, что это около 60 проектов, которые в полной технологической цепочке могут быть представлены, и дать старт новой системе здравоохранения, которая бы могла успешно работать весь XXI век.

В.ПУТИН: Здорово! Надо попробовать. Давайте попробуем. А что от нас-то нужно?

Н.УШАКОВА: Мы получили, конечно, одобрение от губернаторов, но хотелось бы, чтобы взаимодействие с местной властью шло поактивнее. Нам нужно будет, наверное, получать разрешение на установку наших модулей. Это, возможно, какие-то льготы, присоединение к естественным монополиям.

В.ПУТИН: Что это за модули?

Н.УШАКОВА: Модули – это медицинские модули. Японцы нам предложили вчера цену: 1 квадратный метр, монтаж с инженерией – 56 тысяч за квадратный метр. И мы разработали три типовых проекта, ФАП-2, это 90 метров для населения, не больше 5 тысяч, начиная от 30 человек он может обслуживать, то есть небольшие совершенно.

В.ПУТИН: Расстановка этих модулей, в том числе в сельской местности возможна?

Н.УШАКОВА: Именно. Оттуда, из малых городов и сельских поселений, не входя в города-миллионники, но при этом будут задействованы врачи в сети, работающие в городах-миллионниках.

В.ПУТИН: Это вопрос, который я Вам хотел задать: кто там будет работать?

Н.УШАКОВА: Мы уже отработали тесты с Первым медицинским университетом.

В.ПУТИН: Важно ведь не только место работы, хотя это, безусловно, существенные моменты. Где жить, сколько получать?

Н.УШАКОВА: Жить они будут в городе, в своем личном доме, где обычно живут. Информация, цифровые файлы и цифровые данные исследований будут передаваться через систему. Тоже очень интересный контакт, который у нас состоялся с американской компанией Cisco, которая впервые в мире зарегистрировала, и это подтвердило профессиональное сообщество, врачи, такую технологию, которая не искажает передачу данных.

Это очень важно для врача – получить неискаженные данные, потому что потом ставишь ответственно подпись. И вот именно соединение ряда технологий, то, что смогли сделать в Канаде, Америке, Японии, некая такая компиляция для нашего ФАП-2, который действительно сможет решить все эти проблемы, и доступность, и качество.

Врач живет в своем обычном месте, где он обычно живет. Приходит на рабочее место информация, по которой он в своем традиционном формате работает. Например, пять часов я оперирую, потом я вошел в сеть, у меня есть два часа свободного времени, когда я могу поработать с этими персональными данными, уточнить диагноз… Вот эта нехватка ортопедов, неврологов, кардиологов…

В.ПУТИН: Я понимаю, но на месте ведь кто-то должен это делать?

Н.УШАКОВА: На месте приборы… Это так называемая новая специальность.

В.ПУТИН: Но человек же не придет один на один с приборами общаться.

Н.УШАКОВА: Нет, с приборами не будет. Это как раз внутренняя миграция персонала. Реализация этих проектов предполагается на платформе межколлективного пользования.

Это возможность использования транспорта, который будет привозить персонал. Вот как в Москве мы тратим на трафик два часа утром и полтора – вечером. И если час потратить, приехать работать в этот «умный дом», поработать в контактной медицине, и сделать процедуры, там будет и реабилитация, и передать данные для того, чтобы посоветоваться с врачом, что сегодня делать, какую выбрать процедуру – ту или другую…

В.ПУТИН: Но это возможно только в неотдаленных населенных пунктах?

Н.УШАКОВА: В отдаленных. Наоборот…

В.ПУТИН: В отдаленных?

Н.УШАКОВА: Там, где есть электронный ресурс, региональный ресурс.

В.ПУТИН: Как добираться?

Н.УШАКОВА: Если есть электронный региональный ресурс, там это позволяет работать.

Э.НАБИУЛЛИНА: Я так понимаю, только специалисты в крупных городах, а в мелких населенных пунктах должны быть специалисты уже профильные.

Н.УШАКОВА: Это парамедики, в мире это называется специалист-парамедик. Новая специальность – это врачи-интернисты, которые сейчас во всем мире формируются, сетевые врачи.

В.ПУТИН: Я понимаю, но все равно они же должны там жить на месте.

Н.УШАКОВА: Нет, они могут приезжать и уезжать.

В.ПУТИН: Значит, не в очень удаленных населенных пунктах. Если в отдаленных, как они туда, на самолете будут летать, что ли?

Н.УШАКОВА: Нет, там можно и на оленях приехать, добраться, потому что приборы-то все работают, до минус 40 работают…

В.ПУТИН: Нет, приборы-то работают. Но ведь этими приборами кто-то должен управлять. Ведь пациент не придет просто сам на себя приборы эти наводить.

РЕПЛИКА: Малые предприниматели в области медицины...

Н.УШАКОВА: Малые предприниматели, это на самом деле так, потому что там даже предусмотрено мытье, уход за пожилыми, стрижка – все это возможно оказывать. В этих «умных домах» все так и есть. Мы поехали и посмотрели у японцев, и ездил ряд губернаторов с нами, они увидели, как это работает в горах, в абсолютно отдаленных районах.

В.ПУТИН: Наталья Вадимовна, я помню, ехал из Токио в Осаку, у меня сложилось впечатление, что город не заканчивается никогда. Правда, серьезно. Просто вывеска меняется: один город переходит в другой. Но там такие пункты, да. У нас в какой-то отдаленной деревне, пока на оленях туда врач доедет, от него же ничего не останется.

Н.УШАКОВА: Все равно есть такие технологии для передачи.

В.ПУТИН: И волки оленей съедят...

Нет, то, что это сама по себе идея хорошая, я не сомневаюсь. И где-то наверняка это можно применять. В европейской части совершенно точно. Есть места удаленные, там и дорожная сеть не очень развита, а в некоторых местах вполне можно и доехать, и добраться легко, относительно легко. Во всяком случае подумать можно. Но, конечно, это потребует дополнительного финансирования, модули надо покупать.

Н.УШАКОВА: Мы думаем, что это может быть государственно-частное партнерство. И такую инфраструктуру готов строить бизнес. Это очень интересно.

В.ПУТИН: Здорово.

Н.УШАКОВА: Это как раз ритейл медицинский, который начинает работать…

В.ПУТИН: Конечно, если бы нам удалось с вами частный, малый и средний бизнес подключить к этому виду деятельности – к социальному виду деятельности, – это было бы просто блестяще. Если бы вы нашли такие инструменты, которые были бы эффективны для работы по этому направлению. Я обязательно скажу Министерству здравоохранения, и те регионы, которые будут включаться, мы подумаем, как их поддержать.

Н.УШАКОВА: Потому что это прежде всего рабочие места муниципальных образований, это очень важно.

В.ПУТИН: Я понимаю, это очень интересно, согласен.

Информация сайта:   http://kremlin.ru/

Поделиться ссылкой:
Посетите нас в социальных сетях:

ВСЕ НОВОСТИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ

Поиск
Rss
vkontakte
ok
instagram
instagram