Выездная проверка

Выездная проверка

Выездные проверки осуществляются контролирующими органами по заранее утвержденному плану. Он готовится на основе предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и утверждается управлением ФНС. Налоговое законодательство не устанавливает порядок отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Налоговым ведомством утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (Приказ ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@, в ред. Приказа ФНС от 22 сентября 2010 г. № ММВ-7-2/461@). Если налогоплательщик попадает в зону риска, то есть соответствует критериям оценки риска, высока вероятность, что его включат в план проверок.

Таким образом, любой налогоплательщик может самостоятельно оценить вероятность налоговой проверки, поскольку налоговыми органами установлены критерии для определения требующих оперативного контроля объектов:
- Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня, характерного для хозяйствующих субъектов в конкретной отрасли (виде экономической деятельности).
- Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
- Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
- Темп роста расходов опережает темпы роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
- Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня, характерного для хозяйствующих субъектов конкретного вида экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
- Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы.
- Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
- Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками, т. е. цепочки контрагентов выстраиваются без учета разумных экономических или иных причин (деловой цели).
- Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
- Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
- Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
Выездная налоговая проверка, как правило, проводится на территории налогоплательщика, а не налогового органа, что создает дополнительные возможности для проверки инспекторами самых разных аспектов деятельности организации, влияющих на правильность исчисления и уплаты налогов и сборов.

Вероятность проведения выездной налоговой проверки велика для организаций, использующих схемы минимизации или ухода от налогов, а также взаимодействующих с проблемными контрагентами. Информация об использовании подобных схем может быть получена налоговыми органами, как из внешних источников, так и в результате анализа хозяйственной деятельности организации на основании собственных данных (из представленной отчетности, при истребовании документов в процессе проведения камеральных и встречных проверок).

Важно знать, что сделки классифицируются как сомнительные, а контрагенты проблемные, в частности, в следующих случаях:
•    при отсутствии контактов налогоплательщика с представителями контрагента, информации о фактическом его местонахождении;
•    непредставления контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы;
•    отсутствие информации о контрагенте в ЕГРЮЛ.

Признаками участия в схемах уклонения от уплаты налогов для налоговых органов могут быть:
•    налоговая нагрузка организации ниже средней величины по данной отрасли (виду деятельности);
•    доля вычетов по НДС превышает 89% от начисленного НДС за период 12 месяцев;
•    систематическое отражение в отчетности бухгалтерских и налоговых убытков;
•    среднемесячная зарплата работников в среднем ниже среднего уровня по отрасли в субъекте РФ;
•    неоднократное снятие и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения.

Выездная проверка может проводиться по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ). Налоговой проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 4 ст. 89 НК РФ). Датой начала проверки является дата вынесения налоговым органом решения о проведении проверки. О том, что именно хотят проверить налоговые органы, руководители организации узнают из решения о проведении проверки. Этот документ проверяющие обязаны предъявить перед началом проверки. Решение выносит и подписывает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который проводит проверку и заверяется печатью. В ст. 89 НК РФ определены сведения, которые должны содержаться в решении о проведении выездной налоговой проверки:
•    полное и сокращенное наименование, либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
•    предмет проверки, т. е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
•    периоды, за которые проводится проверка;
•    должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

В рамках выездной проверки инспекторы могут проверять любые документы налогоплательщика, относящиеся к тем налогам, которые указаны в решении о проведении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик обязан обеспечить ознакомление контролеров с подобными документами (п. 12 ст. 89 НК РФ). Необходимо помнить, что налоговые инспектора могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении о проведении проверки. Проверка может быть выборочная, так и сплошная. Налоговый орган в процессе проведения проверки может определить целесообразность проведения налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого предприятия. Кроме того, налоговики могут проводить следующие мероприятия налогового контроля: допрос свидетелей, назначение экспертизы, выемка документов и предметов, осмотр, инвентаризация имущества, привлечение специалиста. Результаты проверки оформляются актом, но до его оформления проверяющие составляют справку о проведенной выездной проверке.


При проведении проверок, у налогоплательщиков возникает множество вопросов, касающихся правомерности действий должностных лиц налоговых органов и других правовых аспектов налогового контроля (см. таблицу).


 

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Место проведения

По местонахождению налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

На территории налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Основание

Налоговые декларации  (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Специального решения руководителя налогового органа не требуется (п. 1,2 ст.88 НК РФ).

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Информирование налогоплательщика о начале проверки

Налогоплательщик не информируется о начале проверки.

Налогоплательщику вручается решение о проведении выездной налоговой проверки, составленное по форме, утвержденной Приказом ФНС от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@ (в ред. Приказа ФНС от 21.07.2011 г.)

Срок проведения

3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Не более 2-х месяцев. Возможно продление срока до 4-х, а в исключительных случаях – до 6-и месяцев на основаниях, изложенных в Приказе ФНС от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@ (в ред. Приказа ФНС от 21.07.2011 г.) (п. 6 ст. 89 НК РФ). Срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Предмет проверки

Любой налог, по которому представлена (должна быть представлена) декларация (расчет) не ранее 3-х месяцев назад, считая от даты начала проверки.

Одновременно по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ).

Проверяемый период

Налоговый (отчетный) период, за который представлена декларация (расчет).

Период, не превышающий  3-х календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Кроме того, при представлении уточненной налоговой декларации в рамках проверки – период, за который представлена уточненная декларация (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Приостановление проверки

При выявлении ошибок в декларации, противоречий и несоответствий между сведениями, содержащимися в документах, налогоплательщику выставляется требование о предоставлении необходимых пояснений или внесения исправлений в пятидневный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

На срок не более 6-и месяцев в случаях, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ, с возможностью дополнительного увеличения на 3-и месяца при необходимости получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ.

Повторная проверка

Не предусмотрена.

Возможна в случаях:
 — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, вышестоящим органом;
 — при представлении налогоплательщиком уточненной декларации с суммой налога, в размере, меньшем ранее заявленного.
(п. 10 ст. 89 НК РФ)

Документы, оформляемые по окончанию проверки

Акт камеральной налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@ (в ред. Приказа ФНС от 21.07.2011 г.) (Приложение 5). Составляется только в случае установления факта совершения нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 88 НК РФ) в течение 10 дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Если нарушений законодательства не выявлено, то никаких документов по результатам проверки не составляется.

Справка о проведенной проверке. Вручается налогоплательщику в последний день проведения проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ).
Акт выездной налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@ (в ред. Приказа ФНС от 21.07.2011 г.)

Составляется в течение  2-х месяцев после составления справки о проведенной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ). К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушения законодательства, выявленные в ходе проверки (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

 



Назад к списку

 

Поиск
Rss
vkontakte
livejournal