Формы проведения проверок

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки или выездной проверки.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах предпринимателей, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений контролирующих органов.

Документарная проверка проводится по месту нахождения контролирующего органа. В процессе проведения проверки в первую очередь рассматриваются имеющиеся в распоряжении контролирующего органа документы предпринимателя, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении предпринимателя контроля. И только в случае, если достоверность сведений, содержащихся в этих документах, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем обязательных требований, контролирующий орган направляет в адрес предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для проведения документарной проверки документы. К запросу должна быть приложена заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о проведении документарной проверки. При этом контролирующий орган не вправе требовать у предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса предприниматель обязан направить в контролирующий орган указанные в запросе документы. Документы представляются в виде копий, заверенных подписью и печатью (при ее наличии) предпринимателя. Контролирующий орган не вправе требовать нотариального удостоверения копий этих документов.

В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки или противоречия в представленных предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контролирующего органа документах, предпринимателю направляется требование представить в течение 10 рабочих дней письменные пояснения, а также представить документы, подтверждающие достоверность ранее представленных доку¬ментов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений контролирующий орган установит признаки нарушения обязательных требований, контролирующий орган вправе провести выездную проверку.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах предпринимателей сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые предпринимателями товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя или по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, со¬держащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении контролирующего органа документах предпринимателя;
2) оценить соответствие деятельности предпринимателя обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами контролирующего органа, обязательного ознакомления предпринимателя с распоряжением (приказом) о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями про¬ведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Предприниматель обязан предоставить должностным лицам контролирующего органа возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не пред¬шествовало проведение документарной проверки. Кроме того, необходимо обеспечить доступ проверяющих и экспертов на территорию, в используемые предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемому оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

При проведении проверки должностные лица органа контроля не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководите¬ля, иного уполномоченного представителя предпринимателя, за исключением случая проведения такой проверки в связи с причинением вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;
6) превышать установленные сроки проведения проверки.

Основные обязанности должностных лиц органа контроля при проведении проверки:
• проводить проверку только на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля в соответствии с ее назначением;
• проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа, и (в предусмотренном Законом случае) копии документа о согласовании проведения проверки;
• не препятствовать предпринимателю, его уполномочен¬ному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
• предоставлять предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
• учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и предпринимателей;
• соблюдать сроки проведения проверки.

Назад к списку

 

Поиск
Rss
vkontakte
livejournal