Поиск

К 20-летию со дня принятия закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

07 февраля 2012 года произойдёт знаменательное событие в современной российской истории - 20-летие со дня принятия закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». За многолетий период своего существования этот закон проявил себя как действенный механизм, дающий возможность гражданам бороться за свой права.
Что же такое потребительское право?
Потребительское право - это комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения по защите и удовлетворению моральных, материальных и иных ценностей граждан.
В западноевропейских государствах еще в 30-е годы создавались так называемые «лиги покупателей», которые, безусловно, стали прообразом нынешних обществ потребителей.
Основной целью таких организаций является оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров потребления и услуг.
В прежние времена лиги покупателей составляли определенные списки, куда заносили добросовестных предпринимателей, соблюдавших определенные принципы во взаимоотношениях с потребителем. Это, несомненно, являлось стимулом для других торговцев, поскольку речь шла о деловой репутации, которую создавало общественное мнение, а значит и о прибыльной торговле. Однако, только общественного давления было явно недостаточно.
Официально подтверждающим необходимость государственного регулирования взаимоотношений в сфере обслуживания и удовлетворения потребностей граждан считается выступление Президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США в начале 60-х, целью которого являлось облачить в нормативную форму прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты потребителей, как одной из сторон подобных сделок.
В итоге были сформулированы четыре основных принципа, некоторые из которых стали постулатами современного законодательства о защите прав потребителей:
-    право на безопасность, что подразумевает гарантию безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды; т.е. товар не должен причинить вред имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации;
-    право на информацию, что гарантирует потребителю достоверную и полную информации о любом приобретаемом товаре; с правом на потребительскую информацию связано право на выбор, поскольку информация - критерий правильного выбора;
-    право быть услышанным, что гарантирует каждому потребителю право на свободу слова, убеждения и их выражение с включением свободы искать, получать и распространять информацию и идеи любыми законными средствами;
-    право на здоровую окружающую среду, что подразумевает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.
Эти принципы стали основополагающими и для иных международных и государственных нормативно-правовых актов, в частности, таких как Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека.
В 70-е годы, в рамках комиссии ЕС, был создан «Консультативный комитет по защите прав потребителей», а приблизительно через 10 лет, в 80-е годы, Генеральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции были одобрены главные принципы для защиты интересов потребителей, которые послужили основой для потребительского законодательства большинства стран. В них вошли такие принципы, как: -право на выбор; -право на безопасность; -право быть выслушанным; -право на информацию; -право на потребительское образование; -право на удовлетворение базовых потребностей; -право на качество; -право на возмещение ущерба. В России же, на тот период времени, защита прав потребителей была недостаточно развита. Регулирующие нормы, отвечающие принципам защиты прав потребителей, содержались,в основном, в гражданском законодательстве (в частности, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «Права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «Права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком»).
Но классическое гражданское законодательство в полном объеме не было способно регулировать отношения по защите моральных, материальных и иных ценностей граждан, что послужило причиной для внесения изменений в нормативные документы и приведения их в соответствие с международными стандартами в этой области.
Первой вехой в законодательстве, тогда еще Советского государства, в решении вопросов правового регулирования в сфере охраны прав потребителей явилась разработка проекта закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей», а закон СССР «О защите прав потребителей» положил начало реализации прав потребителя.
Однако, закон так и не вступил в силу, в связи с распадом СССР, хотя долгое время этот, не вступивший в законную силу, нормативно правовой акт оставался моделью нормотворчества в этой сфере для стран-участников СНГ. В1992 году был принят закон «О защите прав потребителей», что дало возможность российским гражданам реализовать свои права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.
Принятый Верховным Советом Российской Федерации закон «О защите прав потребителей» стал одной из первых норм, имеющих прямое отношение к преобразованию гарантий защиты прав граждан на удовлетворение потребностей в области обеспечения безопасной и качественной продукции.
Закон так же содержит определенные принципы нормирования качества продукции, гарантийных и других сроков, в сфере информирования о качестве, о продукции, ответственности за нарушение прав потребителей и пр.
На современном этапе развития нормы в области защиты прав потребителей включают в себя определенный рад нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующих потребительские правоотношения и охватывающие все отрасли права.
Кроме того, начиная с 1961 г., 15 марта отмечается как Всемирный день защиты потребителей.

Поделиться ссылкой:

НАЗАД



Архив номеров